Казалось бы, ещё вчера совсем ещё малыш, которого вы ведёте в сад, которому помогают одеваться воспитатели и учат как правильно держать ложку. Сегодня рядом с вами идёт совершенно другой, взрослый человек, который делает первые неуверенные шаги в самостоятельную и взрослую жизнь. Это очень тяжело, и тяжело не столько физически, сколько эмоционально.
Ребёнка окружают совершенно новые люди-дети, учителя и у каждого из них свой внутренний мир и своё отношение к жизни, свои критерии «что такое хорошо», а «что такое плохо» и эти параметры могут не всегда совпадать с взглядами на жизнь вашего ребёнка. Задумайтесь, все семь или восемь лет вы учили ребёнка что «рисовать в книге не нужно, рвать ее — это делать ей больно», а соседа по парте никто этому не учил и он считает, что это вполне нормально. В голове у вашего ребёнка происходит борьба, он выбирает сторону, с которой он согласен и которую хочет принять.
Роль родителей в этой внутренней и ежедневной борьбе ребёнка очень важна. Если родители в глазах ребёнка авторитеты, и он привык делиться и спрашивать совета, это очень хорошо. В этом случае родительская поддержка и советы всегда придут на помощь растерявшемуся ребёнку.
Если же до школы воспитание носили авторитарный характер. Все желания и самовыражение ребёнка пресекалось на корню, а было только родительское «я так сказала», «папе лучше знать, как делать», «нельзя, потому что я старше и все», то здесь ребёнок находиться в постоянном поиске и не может обратиться за советом к родителям, т к у него нет доверительных отношений и никогда и не было. В этом случае ребёнок ищет поддержки у более взрослых сверстников, перенимает их мнение, характер, выражения – манеру поведения. Хорошо если компания, в которую попадёт ребёнок хорошая и старшие действительно смогут научить младшего правильным действиям, зачастую случается наоборот.
Кризис семи лет проходит гораздо менее выражено у детей, которые до похода в школу уже ходят на занятия в различные секции или кружки. Этап социализации уже пройден и поэтому попав в новый школьный мир, ребёнок быстрее адаптируется и привыкает к самостоятельности.
У кризиса семи лет нет четких границ. Нельзя сказать, что он начинается 1 сентября с первым звонком и закончится к новогодним утренникам. Этот вопрос сугубо индивидуальный. Кризис продлиться ровно столько времени, сколько понадобиться вашему ребёнку для осознания и принятия того, что школа и ее «жители» — это не новый этап жизни, это ее составная часть. Перестав каждый день удивляться чему-то новому в школе и «открывать» для себя новые стороны в жизни-именно тогда и закончиться кризис семи лет и ваш малыш уже станет на путь по-настоящему взрослого человека.