Не каждый родитель может позволить себе сидеть с ребенком до тех пор, пока он не пойдет в первый класс. Кроме того, с точки зрения психологии, детские сады помогают детям привыкнуть к общению со сверстниками, научиться дисциплине и ответственности. Именно там малыши приобретают базовые навыки социализации и взаимодействия в коллективе. Наконец, в детских садах дети соблюдают распорядок дня (что не всегда удается сделать дома), занимаются развивающей деятельностью и спортом. Однако, для многих родителей значительным является вопрос: как помочь ребенку в адаптации к кардинально новой среде?
В первую очередь, до того, как отдать ребенка в детский сад, стоит попрактиковать некоторые полезные навыки дома. Например, держать в руке карандаш или вырезать фигурки. Особенно полезно это будет в том случае, если малышу больше 5 лет. Конечно, всему необходимому его и так научат, но предварительная практика поможет снизить уровень стресса.
Также полезно будет начать вводить повседневную рутину в распорядок дня. Рекомендуется заранее приучить ребенка вставать по утрам пораньше, умываться и завтракать в определенное время, а днем ложиться на сон-час. Если ребенок уже будет знаком с типичным распорядком дня в садике, у него не возникнет шока из-за того, что всю его привычную и хаотичную жизнь придется изменить.
Кроме того, стоит заранее дать ребенку время привыкнуть к тому, что в детском садике придется следовать определенным указаниям. Для него может показаться странным, что незнакомые люди будут заставлять его что-то делать. Поэтому рекомендуется честно объяснить роль и важность воспитателей (не забыв при этом уделить особое внимание тому, что воспитатели НЕ могут делать). Также можно попрактиковать выполнение простых указаний в игровой форме.
Важно научить ребенка просить о помощи и говорить о том, что ему не нравится. В этом нет ничего плохого, но часто дети стесняются честно признаться в проблемах воспитателям. Например, не все дети умеют заправлять постель, поэтому лучше объяснить малышу, что всегда можно попросить воспитательницу о помощи. Это же правило касается личного комфорта. Если ребенок ни в каком виде не переносит определенную пищу, он должен уметь не бояться сказать об этом, а если воспитатели принуждают – попросить родителей поговорить с ними.
В первый день в садике лучше всего помочь ребенку познакомиться с другими детьми в группе и представить воспитателей. Каждый будет немного стесняться в новом коллективе, поэтому желательно провести некоторое время в группе, пока ребенок привыкает. Однако это не должно длиться долго, и ребенок должен понять, что родители вернутся только вечером. В конце каждого учебного дня необходимо спрашивать малыша, как он провел время, чем занимался, что ему понравилось. Если появляется ощущение, что возникла какая-то проблема, нужно стараться ее решить сразу же и внимательно прислушиваться к словам ребенка.
Наконец, ребенок должен знать о том, что даже если у него что-то не получается или он с кем-то не может найти общий язык, родители его очень любят, ценят, принимают и всегда помогут.